МНЕНИЕ ПО ПОВОДУ
Российские СМИ на днях не без явного удовольствия рассказывали об одном примечательном факте: мэр столицы Сергей Собянин и губернатор Московской области Андрей Воробьёв вместе проехали в электричке от Ярославского вокзала Москвы до Сергиева Посада с целью посмотреть уровень готовности транспорта и инфраструктуры к дачному сезону. Событие, конечно, заслуживающее внимания: не каждый же день в пригородном электропоезде можно встретить таких пассажиров…
«Изюминкой» поездки руководителей двух ключевых субъектов Российской Федерации было то, что мэр Москвы и губернатор Подмосковья по пути следования не просто общались с народом, а угощали попутчиков, обычных пассажиров, купленными в этой же самой электричке пирожками. Что ж, руководители столь высокого ранга – это ведь тоже прежде всего люди, а уж потом обладатели должностей, и ничто человеческое им не чуждо… Можно понять: чисто по-человечески хотелось проявить заботу и внимание, хотелось, чтобы встреча и совместная поездка запомнились рядовым гражданам, чтобы от всего этого остались не только разговоры о жизни и насущных проблемах… Всё так. Но…
Упорно не покидает мысль о том, что это не спонтанные действия, а тщательно продуманная пиар-акция. Кстати, пиар называют ещё корпоративной и политической режиссурой. И тут ничего нового и ужасного: для политиков такого масштаба просчитанные шаги, а особенно коммуникационные, к коим относятся и встречи с рядовыми гражданами, – вполне нормальное и естественное явление. Такова логика жизни, такова общемировая практика. В самом факте пиар-акций и информационного сопровождения встреч политиков и «простых людей» нет ничего предосудительного. Вот только пиар-специалистам, консультирующим политиков и организующим всё это, надо накануне хорошо поразмышлять о возможной интерпретации события наблюдателями. Бывают же среди них особо въедливые, недоверчивые и ехидные, да и просто злые языки. Так вот, именно они могут подумать: «А не мелковато ли всё это? А кем вообще считает людей, простых тружеников, наша власть, что этих людей можно «купить» дешёвыми дорожными пирожками, или за пирожки, или на пирожки?.. А воспринимает ли наша власть этих самых «простых людей» всерьёз?.. Между прочим, к категории «простых людей» у нас объективно, в силу прежде всего экономических обстоятельств нашей жизни, относятся и учителя, и вузовские преподаватели, и врачи, и инженеры – люди весьма образованные и глубоко мыслящие…» И ещё: любящим исторические аналогии такая раздача пирожков может напомнить мрачные царские времена, когда народу по праздникам разливали халявную водку… Конечно, любое событие допускает множественность интерпретаций: один в нём увидит одно, другой усмотрит что-то иное, а третий вообще перевернёт всё с ног на голову, в соответствии с волей своих тараканов в голове…
Пассажиры, наверняка, остались довольны поездкой и общением с мэром столицы и губернатором Подмосковья, да и угощение пришлось, вероятно, весьма кстати: факт одаривания всегда приятен, ибо он демонстрирует заботу и внимание одаряющего по отношению к одаряемому. А что касается пирожков… Может быть, для этой встречи лучше бы подошли сувениры: всё-таки запоминающаяся поездка, ознаменованная встречей с, безусловно, интересными и яркими людьми, облечёнными высокой властью. А подаренный Сергеем Собяниным и Андреем Воробьёвым сувенир, пусть и недорогой (главное ведь внимание!), каждый день напоминал бы его обладателю о той случайной встрече в электричке, а впоследствии, может быть, и стал бы частью семейной истории. Впрочем, это уже рекомендация для работающих с политиками пиар-специалистов…
ДМИТРИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ КУЗНЕЦОВ